?

Log in

No account? Create an account

scharapow_w


scharapow_w

С миру по нитке.


Previous Entry Share Next Entry
Мужчина и женщина в русском обществе
scharapow_w
Безусловно, светлый ум был у написавшего такие могучие строки.

Оригинал взят у kolybanov в Мужчина и женщина в русском обществе
Оригинал взят у tatamo в Мужчина и женщина в русском обществе
"Женский характер поражает своею силою и противоположностью всяким самодурным началам, он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Он водится не отвлеченными принципами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а натурою, всем существом своим - в этой цельности и гармонии характера заключается его сила...

Мужские характеры легко удовлетворяются, обманутые какими-нибудь частными, ничтожными признаками успеха. Когда же ошибка их станет ясною для них самих, тогда они делаются разочарованными, впадают в апатию и ничегоделание...

Цельный русский характер отражен именно в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями, и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. Если уж женщина захочет высвободиться из тягостного положения, то ее дело будет серьезно и решительно...

Она знает, что при первой попытке ей дадут почувствовать, что она - никто, что ее могут раздавить, и она должна смириться, иначе ее прибьют, запрут, оставят на покаянии, на хлебе и воде, лишат света дневного, испытают все домашние исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к покорности. Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на всё решиться и ко всему быть готова...

Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих, но это потому, что ее натура не может принять в себя их воззрений и наклонностей. Она берет от них материалы, ибо иначе взять их неоткуда, но не берет их выводов, а ищет их сама и часто приходит вовсе не к тому, на чем успокаиваются они. Личность непосредственная, живая, делает это по влечению натуры, без отчетливого сознания, без логики и анализа, научению которых ее изначально лишило общество...

В сильных женских характерах присутствует ярко выраженное требование ясности и реальности, оттого они не останавливаются на неопределенностях, стараясь выбраться из них во что бы то ни стало. Заметив в себе недовольство, они стараются прогнать его, но если оно не проходит, то кончают тем, что дают полную свободу высказаться новым требованиям, возникшим в их душе, и затем уже не успокоятся, пока не достигнут их удовлетворения...

Обыкновенно дюжинные и испорченные натуры не в состоянии понять натуру сильную и свежую, они, судя по себе, не понимают чувства, которое схоронилось в глубине души, и всякую сосредоточенность принимают за апатию, когда же, наконец, не будучи в состоянии скрываться долее, внутренняя сила хлынет из души широким и быстрым потоком - они удивляются и считают это каким-то фокусом, причудою, вроде того, как им самим приходит иногда фантазия впасть в пафос или кутнуть. А между тем, эти порывы составляют необходимость в натуре сильной и бывают тем разительнее, чем они дольше не находят себе выхода. Они неумышленны, не соображены, а вызваны естественной необходимостью. Сила натуры, которой нет возможности развиваться деятельно, выражается и пассивно - терпением, сдержанностью. Но только не смешивайте этого терпения с тем, что происходит от слабого развития личности в человеке и которое кончает тем, что привыкает к оскорблениям и тяготам всякого рода...

Нынче еще можно встретить множество мужчин, упивающихся если не вином, то какими-нибудь рассуждениями и спичами, отводящих душу в шуме словесных оргий. Это люди, которые, как правило, постоянно жалуются на свое стесненное положение, а между тем, заражены гордою мыслью о своих привилегиях и превосходстве над женщинами: ты терпи, потому что ты баба и, стало быть, дрянь, а мне надо волю не потому, чтоб это было человеческое, естественное требование, а потому, что таковы права моей привилегированной особы. Ясно, что из подобных людей и замашек никогда не могло и не может ничего путного выйти...

Характер женщины выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе... В ней мы видим протест против самодурных понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросится женщина, не желающая мириться с жалким прозябанием, даваемым ей в обмен за ее живую душу. Её погибель - это осуществленная песнь плена вавилонского. Но и без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть избавление - хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счет мы имеем страшное свидетельство, что жить в "темном царстве" хуже смерти...

Ее слабый муж причитает над ее телом, но в том-то и горе его, что решительно ничего он не может сделать, в чем признает свое благо и спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека тяжелее самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить жалким орудием каких-нибудь гнусностей, а здесь - постоянную, гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет согнивающий заживо. И думать, что этот живой труп - не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию властных самодуров, и не чаять для них избавления - это ужасно. Зато какою отрадною и свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью, во что бы то ни стало..."

Н.А.Добролюбов "Луч света в темном царстве", 1860 год

Опрос: Вы за белых или за красных
http://kolybanov.livejournal.com/15384076.html