scharapow_w (scharapow_w) wrote,
scharapow_w
scharapow_w

Categories:

Дирижабли США во Второй Мировой. Часть 2

Оригинал взят у p_d_m в Дирижабли США во Второй Мировой. Часть 2
Часть вторая, железячно-заклепочная, с обильными цитатами.
[Часть 1]



Строго говоря американские блимпы от Goodyear мягкими дирижаблями не являлись, имелся киль для крепления гондолы. Но если у классических полужестких дирижаблей киль проходит по всей длине оболочки - от носа до хвоста, то у американцев его длина примерно равна длине гондолы т.е. была коротковата для полноценного киля. Еще и четыре стабилизатора изготовлялись из алюминиевых ферм. Поэтому для изделий Goodyear бывает применяется компромиссное определение "полумягкий", хотя чаще эти особенности опускаются и гудеаровские изделия зовутся мягкими, или блимпами. (Blimp - британизм, перенятый американцами, это мягкий дирижабль в отличие от zeppelin - дирижабля жесткого). Для американских дирижаблей характерны некоторые особенности, вызванные как применением гелия как несущего газа, так и просто являющимися фирменными фишками. В мягких дирижаблях оболочка помещалась в авоську из канатов, на концах которых висела гондола, а в американских блимпах тросы от катенарного пояса проходили и по оболочке и внутри нее поддерживая киль, к которому вплотную к оболочке крепилась гондола.



Для желающих отрывок из [1] с описанием конструкции дирижабля:

[Spoiler (click to open)]
Среди «блимпов» наибольшее распространение получил дирижабль типа К. Он является самым серийным из всех когда- либо выпускавшихся дирижаблей в мире (более 130 аппаратов). Поэтому на примере именно этого аппарата представляется интересным рассмотреть особенности его подвесной системы.
Килевая ферма гондолы дирижабля типа К крепится к оболочке на внутренней и наружной подвеске. Внутренняя подвеска состоит из четырех катенарных поясов, пришитых вдоль меридианов к верхней части оболочки, и системы тросовых подвесок, передающих вес гондолы на оболочку. Два верхних пояса вшиты симметрично под углом 15", а швы других - под углом 45° к вертикальной плоскости симметрии дирижабля.



Нижняя кромка пояса состоит из парабол различной формы, образующих 18 узлов крепления внутренней подвески. Вдоль кромок парабол вшиты стальные тросы. Концы катенарных тросов закреплены на лапах, наклеенных на оболочку. Крайние узлы всех поясов непосредственно соединяются с узлами гондолы, от средних же узлов вначале идут спуски, объединяющие каждые четыре узла в одну стропу подвески. Стропы внутренней подвески изготовлены из стальных тросов. Внизу стропы подвески соединяются в группы, крепящиеся к узлам верхнего пояса надгондольной балки (киля). Для прохода через нижнюю часть оболочки стропы объединенных групп крепятся к деталям «прохода», которые снизу крепятся, в свою очередь, к тендерам. Нижние концы подвески с тендерами размещаются в специальных конусных аппендиксах, обеспечивающих возможность регулировки длин строп подвесной системы.
Наружная подвеска состоит из системы наружных катенарий параболической формы. С каждой стороны гондолы имеется по 10 узлов наружных катенарий, соединенных короткими тросовыми стропами с узлами гондолы. Килевая ферма, расположенная между гондолой и оболочкой, обтянута специальным фигурным полотнищем из однослойного прорезиненного перкаля, образующего обтекатель. Для осмотра наружной подвески и полотнище имеются вырезы, закрывающиеся на застежках «молния».
Для восприятия скоростного напора носовая часть оболочки снабжена усиливающими элементами - рейками, трубами, пришпагованными к оболочке или вставленными в специальные карманы, приклеенные или пришитые к носовой части оболочки. Носовое усиление, развитое к носовой точке, служит также для причаливания дирижабля к мачте и наземной стоянке на ней.



В верхней части оболочки размещается разрывное полотнище. Oт него через оболочку (или поверх нее) к гондоле идет трос - ««разрывная вожжа», с помощью которого можно разорвать оболочку, чтобы быстро выпустить из нее газ и случае аварии. Чаще разрывных полотнищ устанавливают два, и размещают их по обеим сторонам оболочки, иногда одно полотнище в носовой части, другое - в кормовой.
Предохранительные воздушные клапаны отрегулированы на несколько меньшее избыточное давление, чем газовые. Это делается с целью уменьшения потерь несущего газа, так как при повышении давления газа в оболочке сначала выпускается воздух из баллонетов, а газовые клапаны открываются лишь после того, как полностью опорожняются баллонеты.


И еще один из [2]:

[Spoiler (click to open)]

Оболочка была изготовлена из трехслойной хлопчатобумажной ткани, на которую с целью уменьшения газопроницаемости был нанесен внутренний слой из неопрена. Снаружи оболочка имела алюминированное покрытие. Внутри оболочки к верхней части к ней были пришиты четыре меридиональных пояса, свободные кромки которых имели форму соединенных друг с другом парабол. В эти параболические кромки были вшиты стальные тросы — катенарии, образовывавшие таким образом па каждом поясе 18 узлов внутренней подвески. Наружные узлы всех поясов непосредственно крепились стальными тросами к узлам гондолы, а от внутренних узлов шли стальные спуски, объединявшиеся в стропы подвески (по четыре спуска па каждую стропу). Затем стропы подвески группами крепились к узлам верхнего пояса гондолы. Кроме того, внизу с каждой стороны гондолы имелось по девять наружных параболических катенарий, вшитых непосредственно в оболочку, узлы которых были связаны короткими стальными тросами с узлами боковых поясов гондолы. Имевший место зазор между гондолой и оболочкой зашивался матерчатым обтекателем.

В носовой и кормовой частях оболочки находились два баллонета объемом около 1560 м3 каждый, оборудованные автоматическими выпускными клапанами. Имелись два автоматических газовых клапана. Все клапаны могли также работать в режиме ручного управления. В крейсерском полете баллонеты наполнялись посредством воздух о улавливателей, установленных за воздушными винтами, На малых скоростях полета или при стоянке дирижабля подача воздуха в баллонеты осуществлялась от электроприводного вентилятора. Количество воздуха, подаваемого в каждый из баллонетов, регулировалось с помощью установленных в воздухопроводах заслонок.

Для осмотра внутреннего оборудования оболочки над гондолой были предусмотрены два канала-лаза диаметром 430 мм. В верхней части оболочки находились два разрывных полотнища, вскрывавшиеся тросами, идущими из гондолы. О передней части оболочки имелось носовое усиление, состоявшее из 24 реек, зашнурованных в матерчатые карманы и шарнирно соединенных с носовой опорной дюралюминиевой шайбой диаметром 1,8 м.

Оперение состояло из четырех крестообразно расположенных стабилизаторов с укрепленными на них рулями направления н высоты. Стабилизаторы представляли собой ферменные алюминиевые каркасы, обтянутые лакированной матерчатой обшивкой. Гондола имела жесткий каркас из стальных труб с обшивкой из альклэда — дуралюмина, покрытого с обеих сторон тонким слоем алюминия, защищавшим дуралюмин от коррозии. По обеим сторонам гондолы на пилонах крепились два двигателя мощностью около 330 кВт каждый, приводившие в движение тянущие воздушные винты. В плоскости винтов нижняя часть оболочки была усилена накладками, предотвращавшими ее повреждение кусками льда, срывавшимися с лопастей винтов при полете в условиях обледенения. Под гондолой находилось одностоечное шасси.


Развесовка для поздних дирижаблей K-серии, начиная с K-75.
1. Группа оболочки, вес - 4035кг
  из них:
  Сама оболочка - 2572кг, вес двух баллонетов - 372кг. 
2. Группа хвостового оперения, вес 614кг.
1. и 2. Хвост и оболочка -  4649кг
3. Группа гондолы, вес 4370 кг
  из них:
  Гондола - 1021кг, две моторных гондолы - 1199кг. Остальное - подкосы мотогондол, шасси, топливная и маслосистема, система нагнетания воздуха в баллонеты и т.д.
4. Нагрузка - 3776кг
  из них:
  Экипаж из 10 человек - 794кг, топливо - 1783кг, вооружение (пулемет, боезапас, четыре глубинных бомбы M-17 по 147кг) - 735кг, запасы еды и питьевой воды - 74кг. 

Полная развесовка из [3]
[Spoiler (click to open)]







1. ТТХ американских дирижаблей периода Второй Мировой войны.
Для сравнения: знаменитый авианесущий USS Macon имел объем оболочки 209580 м3, послевоенный большой патрульный блимп ZPG-2W - 23648 м3, новейший дирижабль Airlander 10 - 38000 м3



Стоявшие на вооружении ВМС США дирижабли имели официальные обозначения, которые правда чаще всего игнорировались:
K-class: ZNP-K. Расшифровка следующая: Z - аппарат легче воздуха; N - нежесткий (non-rigid); P - патрульный (patrol); K - тип/класс.
M-class: ZNP-M
L-class: ZNN-L. Вторая N - тренировочный.
G-class: ZNN-G

2. Кабина K-класса визуально кажется узкой.


3. На самом деле там довольно просторно.


4. Есть небольшая кухонька, но клозету место не нашлось. По маленькому в воронку и через специальный шланг за борт, по большому в открытый люк.


5.


6.


Источники:
1. А.Н.Кирилин. Дирижабли, 2013
2. М.Я.Арие. Дирижабли. 1986
3. United States Navy. K-Type Airships Pilot's Manual: Goodyear Aircraft. 1943

Tags: США, дирижабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments